Коррида /36 ФОТО/

16 января, 2007 - 10:13 — Contago

Настал июль, и незадачливых жителей испанского города Памплона вновь гоняют разъяренные быки. Традиция возникла еще 400 лет назад, и праздник в честь покровителя быков святого Фермина - именуется "санферминес". 7-го июля начинается неделя народных праздников, проходящих в Старом Городе Памплоны. На центральной площади города, после запуска праздничных ракет, наступает время "чупинасо" - бег боевых быков по улицам Памплоны до арены, где проходит коррида. Этот знаменитый далеко за пределами Испании праздник, описанный в книгах Эрнестом Хемингуэем, длится до 14-го июля; улицы будут полны памплонцев и иностранцев 24 часа в день. Популярный и опасный загон быков в стойла, которому столь плохо пытаются подражать в других городах Испании, веселье на улицах, корриды (бои быков), музыка, праздник, еда и питье в любое время дня и ночи. Многочисленные любители острых ощущений бегут рядом с животными, стараясь увернуться от рогов.

Тысячи людей, обычно одетых в белые рубашки с алыми шапочками и шарфами, демонстрируют на 800-метровом отрезке из трех улиц Памплоны свою ловкость и бесстрашие. Преодоление дистанции занимает от полутора и более минут.Испанцев вовсе не удивляет, что сообщения о воспетой Хемингуэем знаменитой фиесте в Памплоне напоминают сводки с поля боя. Опасные забавы длятся в течение девяти дней и часто заканчиваются тяжелыми ранениями, а иногда и смертями.Каждый год гибнут и попадают в больницы от 10 до 30 любителей острых ощущений. Посмотреть на это красочное зрелище приезжает много иностранных туристов, среди которых особенно много американцев. Хотя несколько граждан США в прошлом погибли на этом празднике от бычьих рогов, они едут на "санферминес", следуя примеру своего великого земляка Эрнеста Хемингуэя. Впервые праздник “Санферминас” состоялся в 1591 году, а всемирную известность получил благодаря роману Хемингуэя “Фиеста”. Писатель очень любил эту фиесту, не раз бывал на ней, и даже накануне смерти намеревался снова побывать на празднике: после самоубийства в его кармане нашли билет в Памплону. Хемингуей очень ценил в "санферминах" всеобщую обстановку человеческого братства, которая была ему так близка, даже если она во многом вызывалась обильными возлияниями. Эта традиция сохранилась и умножилась за последние годы, потому в Памплоне к вечеру половина участников праздника к концу дня находятся под сильным воздействием алкоголя. Год от года фестиваль, как и любые другие забавы, связанные с быками, вызывают растущие протесты в Испании и за ее пределами. Тем не менее, "санферминес" становятся все более популярными, и на них приезжает все больше народа.

Как и во многих других средневековых городах, Санферминес зародились в Памплоне как ярмарка, совпадающая по срокам с христианскими религиозныи праздниками, которые, в свою очередь, имеют более ранние корни, от латинского и баскского язычества. В начале XIII века н.э. уже справлялись коммерческие выставки после прздника Сан Хуана (Ивановой ночи), между 23-м и 24-м июня, в начале лета. За Сан Хуаном шел Сан Педро, а потом Сантьяго, 25-го июля, через месяц; посредине, Сан Фермин (как один святой среди многих, но не как покровитель Памплоны). На ярмарки стекалось множество продавцов и деревенских жителей, скотоводов и много других людей, желающих просто весело провести праздники, и в какой-то момент стали организовываться корриды. Так появились, возможно, в конце XVI века, то, что мы называем Санферминами. Есть и другая связанная с Санферминами дата, теперь уже в конце лета, 10-го октября, когда организовывалась ярмарка в Памплоне, которая длилась семь дней, начиная с 1324-го года, по указу короля Карла I Наваррского и IV Французского. Спустя полвека, в 1381-м году, по указу короля Карла II Наваррского, ярмарка превратилась в вольную. Тогда она тоже совпадала с религиозными празднествами. Эти две ярмарки-праздненства, в начале и в конце лета, объединились, чтобы воспользоваться лучшей погодой, в ту, которая с тех пор начинается 7-го числа 7-го месяца: 7-го июля. Хотя до сих пор в наше время, в конце лета, празднуются так называемые санферминес чикис (маленькие санферминес) только для семьи и самых лучших друзей. Есть документальные свидетельства того, как этот праздник проводился в уже более близкое нам время. Тогдашний Муниципалитет отметил с великим торжеством 7-го июля 1591-го года. О программе праздника сообщалось следующим образом: "Турнир с копьями на сегодняшней Площади Дворца; Театр: "Комедия и Трагедия счастливого Сан Фермина"; Танцы, шествие по улицам и т.д. И конечно - коррида Таким образом, до нас дошло свидетельство конца XIV века о первых санферминах, а в конце XVI века появились несколько параграфов сегодняшней официальной программы. Шли века, но мало что менялось - Санферминес оставался местным праздником, с ярмарками, религиозными шествиями, c началом лета, и так год за годом, век за веком. Приблизительно с 1950 года праздник начал быстро меняться. В первую очередь, вырос уровень жизни. Жители копили весь год, чтобы развлекаться на праздниках, и тому, кто имел тогдашние 100 песет, очень сильно везло. Сегодня этих денег не хватает даже на стакан вина; более того, Наварра имеет один из самых высоких ежегодных доходов на человека в Испании. Памплонцы проводили Санфермины в одиночестве, а иногда с жителями области. Полдничали они обычно дома или в тавернах, а также, как и в наши дни, во время коррид, на которых распространялось тогдашнее плохое вино. Люди (в Памплоне тогда было примерно 20.000 жителей) собирались на Консисторской Площади для того, чтобы встретить членов Муниципалитета и сопроводить их в церковь Сан Лоренсо.

Там, в часовне Сан Фермина, как и сейчас, накануне, 6-го июля, шла служба, после которой все возвращались, также по Главной улице, из церкви в Муниципалитет. Больше практически ничего не было, кроме танцев на дворцовой площади, и конечно же, корриды и загона быков на арену, где проводилась коррида. В наши дни, в начале XXI века, Санфермины меняются так же быстро, как меняется общество. Они почти потеряли свою религиозную часть, а сопровождение Муниципалитета народом в церковь на службу накануне Санферминов, превратилось в акт протеста, имеющий свое собственное название, ряу-ряу, который в последние годы даже перестал существовать официально из-за беспорядков, которые его сопровождали. Куда делись те сто песет, которые так долго копили предки? В настоящее время любой памплонец тратит в тысячу раз больше за эту неделю праздников. Вино почти не употребляется, если оно не фирменное; сегодня самый любимый напиток - шампанское. Наши деды знали только десяток таверн; сейчас в Памплоне и в окрестностях имеется приблизительно тысяча кафе, баров, ресторанов и т.д. с великолепной кухней. Население увеличилось в десять раз, в Памплоне около двухсот тысяч жителей, а арена, где проводятся корриды, третья в мире по величине и пустующая весь год, стала слишком маленькой, чтобы вместить в себя всех жителей города. Начиная с послевоенных лет и, в особенности, с литературных произведений Хемингуэя, все больше и больше иностранцев приезжает на праздник. Сначала стали приезжать французы (не из южных французских провинций, а из самой Франции); немцы и американцы. Потом, англичане, скандинавы, потом целые караваны австралийцев и новозеландцев. Не существует никакой статистики, но, возможно, во время Санферминов иностранцев приезжает не меньше, чем жителей в Памплоне. Правда, многие памплонцы, волей или неволей, покидают город в праздники или наслаждаются ими только несколько дней. Это значит, что во время Санферминес в старинной части Памплоны площадью примерно 500.000 кв. м. собирается 250-300 тысяч людей. Всеобщее желание хорошо провести праздники способствует поддержанию спокойной обстановки, никогда во время Санферминес не было серьезных происшествий. Но во время загона быков на арену для корриды обстановка по-настоящему опасная. На старых фотографиях видна приблизительно сотня бегунов, может быть, даже и меньше. Сейчас людей, бегущих перед теми же быками, по тому же маршруту, по тем же улицам, за те же немногие минуты загона, тысяч 15, а может быть и больше. Это, скорее всего, самая большая проблема Санферминов - не большой наплыв народа вообще на праздник (праздник хоть и сосредоточен в Старом Городе, но постепенно он завоевывает и другие районы), а наплыв народа на улицу, где проводится загон, и очевидная слабая подготовка большинства бегунов, которые приезжают из других мест. Это очень опасно, быки имеют острые и тонкие рога, как и раньше, каждый весит более полутонны, и быстрый бег стада на рассвете, удары копыт по камням улиц впечатляет так же, как и утром столетие назад, так же, как и в тот день, когда родился этот праздник. Задолго до начала праздников Памплона обклеивается афишами предстоящих коррид, оповещающих о об участниках - заводчиках быков и тореро. Арена, на которой проводятся корриды, построенная в 1922-м году, является третьей по величине в мире и собственностью Дома Призрения (также называемого, неизвестно почему, Мека), который организует корриды в пользу тех, кто его населяет. Желающим поприсутствовать на памплонской корриде следует иметь в виду следующее. Почти все билеты на 7 коррид в течение 7 основных дней Санферминов (с 7-го по 14 июля) распространяются по абонементам. Абонементы обычно распроданы еще с прошлого года (или прошлых годов). В билетной кассе продаются лишь незначительные остатки. Если вы приехали в Памплону без билета, вам придется расчитывать лишь на перепродажу с рук, которая идет в нескольких метрах от официальной кассы и, естественно, с "наценкой". Удивительно, но факт: в Памплоне почти нет любителей корриды. Арена закрыта в остальную часть года. Она открывается только во время Санферминов и тогда она забита под завязку. На памплонской арене для боя быков, как и положено, есть солнечная и теневая сторона, но они непохожи, как день и ночь, куда больше, чем арены в других городах.

Одной из отличительных особенностей памплонских коррид являются быки. В других условиях они были бы центром праздника - забивается ни много ни мало, а 48 быков, из них 6 однолеток (на утренних фестивалях). Быки привозятся из Андалусии или центральной Кастилии, иногда с юга Наварры в закрытыйх машинах, и проделывают по 500 и более км. Самая большая опасность в забеге - это присутствие туриста без документов, не спавшего всю ночь праздника или откровенно пъяного, и отважившегося бежать перед быками. Нет свидетельств, что Хемингуэй пробежал хотя бы метр забега, он приходил только как зритель. Бегун (хороший бегун) спит положенные восемь часов перед забегом, одевается, как памплонец, и бежит, сколько сможет, искоса наблюдая за быками, никогда не привлекая их внимания. Он прекрасно знает основные правила бега. Быка нельзя трогать, ибо это может создать очень опасную обстановку. Рядом со стадом идут пастухи, и все нарушающие это простое правило получают по заслугам палкой. Еще одно простое правило: упавший, несмотря на то, что рядом с ним ударяют о мостовую копыта, лежит, не шевелясь - бык, как правило, препятствие перепрыгнет, а не наступает на него. Люди, не знающие поведения быков, обычно начинают подыматься, и бык всю свою ярость сосредотачивает на них. Если бык уже бежит целенаправленно на человека, можно нырнуть под ограждение улиц. Если за спиной только стена ближайшего дома, лучше прижаться к ней и не шевелиться. Не нужно этого делать только в том участке, где улица резко поворачивает. На этом повороте быки часто падают, и человек у стены может быть попросту раздавлен тушей быка, потерявшего равновесие.

Голосов пока нет